БОТАНИКА


БОТАНИКА
БОТАНИКА (от греч. botane—трава), наука, имеющая задачей всестороннее изучение растений. — Главнейшие этапы развития. Б. возникла как чисто описательная наука в связи с практическими запросами, особенно в области сельского хозяйства и медицины. Уже в сочинениях авторов древности (Гиппократ, Теофраст) находятся перечисление и отчасти описание I нескольких сот растений с уделением внимания их лекарственным свойствам. У Дио-скорида (I век хр. эры) уже самое название его сочинения—-«Materia medica»—говорит за себя. В нем содержится перечисление около 600 растений, к-рым приписываются ' лекарственные свойства. После застоя в средние века, Б. снова возродилась в XVI в. в Германии, где начали в это время появляться т. н. «травники» (Krautebticher), ; содержащие описания растений с указанием их применения в медицине. Вообще, «hor-tus botanicus» и «hortus sanitatis» в это время «травников» были неотделимы друг от друга. Дальнейшие описания новых растений, местных и иноземных, в связи с географическими открытиями XVI — XVII вв., вызвали необходимость классифицировать накопившийся материал, что повело к выработке системы растений. Это классифика-торское направление получило высшее свое выражение у К. Линнея (Linne, 1707— 1778). Основная заслуга Линнея заключается не столько в том, что он внес в Б. какие-либо новые мысли и направления, а в том, что он привел в порядок старый накопившийся материал. Наиболее важным здесь является: 1) введение т. н. бинарной номенклатуры, т. е. название каждого растения двумя словами (латинскими), из к-рых одно—существительное—обозначает род, а другое—определение к нему—означает вид (самые понятия «род»_ и «вид» были известны задолго до Линнея);" 2) создание т. н. «половой» системы растений. По существу, это чисто искусственная группировка растений на основании одного произвольно взятого признака—числа тычинок в цветке; в этом отношении она представляет скорее шаг назад по сравнению с более ранними ботаниками (напр., Цезальпин, 1519—1603). Однако, благодаря своей искусственности, система Линнея отличается большой наглядностью, что и создало ей большую популярность. Кроме того, следует отметить огромный авторитет Линнея, как знатока расти- ; тельных форм, и то, что в его сочинениях впервые со всей ясностью было установлено, что принятые им систематические единицы (виды) представляют нечто реальное. Влияние Линнея на современников и на дальнейшее развитие ботаники было исключительным: наступило всеобщее увлечение собиранием, засушиванием и каталогизированием растений; ботаника получила характерное название—scientia amabilis. Вместе с тем, и в самой ботанике описательное систематическое направление на долгое время закрепило за собой почти исключительное господство, так что лишь к концу XVHI—началу XIX века стали, наряду с систематикой, развиваться и другие отделы ботаники. Дальнейшее развитие систематики после Линнея характеризуется, гл. обр., попытками такой классификации растений, к-рая принимала бы во внимание ряд их признаков и отражала бы действительные соотношения между отдельными группами (естественные системы на смену Линнеевской искусственной системы). Здесь следует отметить значение идеи эволюции, I I к-рая распространилась в Б. во второй половине XIX в. вместе с учением Дарвина. Эволюционная идея является необходимым логическим обоснованием естественной системы и позволяет заменить смутное представление старых авторов о «сродстве» между ! группами растений вполне ясным понятием об их кровном родстве. Изучение микроскопического строения растений началось в 1671 г. работами итальянца Мальпиги и англичанина Грю (Malpighi, Grew). Однако, эти ; «отцы» анатомии (гистологии) растений долгое время оставались без последователей; лишь в начале XIX в. микроскопическое изучение снова выступает на сцену (MirbeJ, Moldenhawer). Середина XIX века характеризуется особенно блестящим развитием этого направления. Незадолго перед этим было окончательно выяснено клеточное строение растений и происхождение клеток (Schleiden, Naegell и др.; 1838 г. и следующие годы), а затем рядом ученых анатомия растений была поставлена на тот путь, по которому она движется и по настоящее время. Одновременно с изучением строения взрослого растения шло изучение истории развития. Здесь особенно следует отметить классические исследования Гофмейстера (Hofmetster, 1849—51 гг. и след.), к-рые выяснили такие важнейшие моменты в развитии растений, как чередование поколений, и стерли резкую границу между явнобрачными и тайнобрачными растениями. Продолжением этих исследований в более новое время являются, с одной стороны, работы Горожанкина, 1880 г., и Беляева, 1885 г. и следующие (развитие и оплодотворение голосеменных и разноспоровых папоротникообразных), а с другой—работы японцев Икено, 1898 г., и Хираае, 1896 г. (открытие сперматозоидов у голосеменных растений), и Навашина, 1898 г. (двойное оплодотворение у покрытосеменных). Тот же микроскопический метод в середине XIX века дал блестящие результаты при изучении низших споровых растений. Работами Негели, Тюре, де-Бари, Воронина, Ценковского, Прингсгейма и других здесь выяснен ряд вопросов, значение которых выходит далеко за пределы собственно-споровых растений. Таковы: учение о клетке и ее главнейших структурных элементах, о сущности оплодотворения как слияния двух половых клеток (Тюре, 1851 г., у водоросли Fucus) и др. Развитие физиологических знаний шло под влиянием иных методов. Здесь важнейшую роль играют физ.-хим. методы, эксперимент и точный количественный учет результатов произведенного опыта. Поэтому и физиология растений развивалась, идя по стопам физики и химии, и часто даже не ботаники, а физики и химики играли вдесь первенствующую роль. Первым настоящим физиологическим исследованием такого рода является сочинение англичанина Гелса (Hales, 1727 г.) о движении соков у растений; в нем автор, физик по специальности, путем хорошо разработанной методики определяет корневое давление, количественно изучает испарение и т. д. Если физик Геле полошил начало физической физиологии растений, то химик При-стлей (Pristley) и врач Ингенгуз (Ingenhouze) в самом конце XVIII в. основали химическую физиологию, открыв поглощение растением СО* и выделение 0>. Эта важнейшая сторона питания растения была затем изучена подробнее в работах Соссюра (Saussure, 1804 г.), Буссенго (Boussingault, середина XIX века), Сакса (Sachs), К. А. Тимирязева (70—90 гг. XIX века) и др. Успехи органич. химии в середине XIX века дали возможность изучить превращение веществ в растении (Буссенго, Мейер, Сакс, Пфейффер, Дьяконов, Палладии и др.). Поступление веществ в растительную клетку изучалось сначала физиком Дютроше (Dutrochet, 1830 г.), открывшим явления осмоса, но затем подробнее изучавшие эти процессы Б. Пфейффер (1877 г.) и де-Фриз (de-Vries, 1884 г.) установили такие общие закономерности, к-рые создали целую главу физ. химии (редкий случай, когда физиология шла впереди физики и химии). В общем, из внешних факторов развитие Б. определялось двумя основными влияниями; с одной стороны, развитием соседних научных дисциплин как биологич., так и физ.-хим. и усовершенствованием их методов, а с другой стороны, на Б. оказывали большое влияние требования практической жизни. Так. обр., физиологии растений развивалась в тесной связи с агрономией. Требования медицины, изучение лекарственных растений также влияли на развитие почти всех отделов Б. и способствовали даже выработке нек-рых специальных методов, напр., микроскопического и микрохим. анализов растительных продуктов. Если раньше реальными работ- ; никами в области ботаники часто бывали врачи, то теперь эта связь ботаники с медициной подчеркивается тем обстоятельством, что почти половина исследований по анатомии и биологической химии растений производится фармацевтами. Современное состояние и отделы Б. Уже из исторического очерка ясно выявляются три основных отдела Б.: 1) систематика, 2) морфология, 3) физиология.—■ I. Современная систематика имеет основной целью выяснить происхождение и родство растительных групп и, как конечный результат, осветить эволюцию растительного мира в целом. Для этих .целей она использует данные почти всех других ботанических дисциплин, морфологических и физиологических, в частности— биохимию. Последняя получила особо важное значение в работах Меца (Metz) и его школы; они пользуются для установления родства между различными растениями т. н. преципитиновой реакцией осаждения в сыворотке соответственным образом иммунизированных животных (см. Серодиагностика). Из других крупнейших современных систематиков следует указать на Энглера, Вет-штейна, Галье (Engler, Wettstein, Hallier). -Их системы значительно отличаются друг от друга и от системы Меца. Основная задача систематики еще далеко не достигнута.— Кроме указанной основной научной задачи, систематика растений имеет другую, более частную, но также очень важную: представить в удобообозримом виде весь тот огромный материал по описанию отдельных растений, к-рый делается все обширнее, как видно хотя бы из того, что Диоскориду было известно 600 видов растений, Линнею— 8.000, а в наст, время их описано около 300.000. Методологически к систематике близко примыкают: фитопалеонтология, изучающая растения прежних геологических эпох, и фитогеография, изучающая распределение растений по поверхности земли. Менее определенно положение т. н. ф и т о с о ц и о л о г и и. Эта молодая отрасль, возникшая уже в XX в., имеет задачей изучение естественных группировок растений,^ н. сообществ. Изучая те соотношения, какие имеют место между членами сообщества и между целыми сообществами, а также и соотношения их с окружающей обстановкой, фитосоциология имеет признаки физиологической дисциплины (в частности, сближается с экологией), но, с другой стороны, она выясняет закономерности распределения сообществ по поверхности земли, и поэтому особенно тесной является ее связь с фитогеографией. Фитогеография и примыкающая к ней фитосоциология культивируются сейчас, преимущественно, в странах мало населенных, где много еще осталось нетронутой природы, например, в Швеции, Швейцарии. В СССР эти отделы привлекают сейчас, пожалуй, не меньше половины всех ботаников. — II. Морфология имеет целью изучение строения растения. Она разделяется сейчас на: 1) собственно морфологию, к-рая изучает закономерности внешнего строения; 2) эмбриологию, изучающую индивидуальное развитие; 3) анатомию, изучающую внутреннее микроскопическое строение растения; из анатомии выделилась в качестве особой отрасли 4) цитология, имею- щая задачей изучение растительной клетки. В наст, время в растительной морфологии преобладает эмбриолого-цитологическое направление, особенно в -связи с генетикой (см.). Довольно усердно разрабатывается также анатомия растений. Что касается собственно морфологии как учения о внешней форме растения, то этот отдел сейчас уже значительно исчерпал себя, но зато теперь развивается новая отрасль—экспериментальная морфология, изучающая влияние внешней среды на форму и развитие растения. Этот отдел занимает промежуточное положение между морфологией и физиологией. Он основывается на замечательных исследованиях Бонье и особенно Клебса (Bonnier, 1894 г.; Klebs, 1896 г.). — III. Физиология растений делится на: 1) хим. физиологию (изучение обмена веществ в растении) и 2) физ. физиологию (изучение явлений роста и других проявлений физ. сил в растении). Преобладающее значение имеет в наст, время первая, что в значительной степени объясняется требованиями прикладных дисциплин—агрономии и фармации, для которых этот отдел физиологии растений имеет особо большое значение. Менее определенное положение занимают: 1. Экология растений. Этот молодой отдел Б., основанный работами Шимпе-ра и Варминга (Schimper, Warming) в конце XIX в., занимается изучением соотношений, какие имеются между растением и его естественной обстановкой, изучением того, благодаря каким особенностям организации данное растение существует в данной обстановке. Отсюда ясна связь экологии с физиологией, с одной стороны, а с другой—с фитогеографией. Вот почему содержание этой, только еще развивающейся, отрасли трактуется различно: то как своего рода полевая физиология, то как часть фитогеографии, под названием экологической географии.-—2. Фитопатология. Как дисциплина, изучающая болезненные процессы у растений, фитопатология близка к физиологии. Однако, современное содержание ее сводится не столько к изучению физиологических процессов в больном растении, сколько к выяснению анат. изменений (пат. анатомия) и изучению тех паразитов, б. ч. грибков, к-рые вызывают данную б-нь. Отсюда ясна связь этого отдела, с одной стороны, с морфологией, а с другой—с систематикой. В наст, время фитопатология получила особое развитие в Сев. Америке, где на ее долю падает почти половина всех публикуемых ботанических работ.—3. Генетика, изучающая механизм происхождения растительных форм, логически должна быть сближена с физиологией, как имеющая дело с известными процессами у растений; однако, по своим результатам она теснейшим образом связана -с систематикой. Генетика—молодая отрасль Б. Хотя основание ее положено еще в середине XIX в. работами Менделя, но систематическая разработка началась только с XX в. В наст, время эта отрасль необыкновенно быстро развивается, т.ч. сейчас, по числу публикуемых работ, генетика мало чем уступает другим, более старым' отделам Б. и даже иногда превосходит их.—В приведенных выше подразделениях имеется в виду весь мир растений; однако, возможно (и это фактически часто бывает) ограничить изучение пределами одной какой-либо группы растений, например, грибами, мхами и т. д. Таким образом получаются отделы частной ботаники: микология (учение о грибах), бриология (учение о мхах) и т. д. По своему содержанию они чаще примыкают к систематике и, отчасти, к морфологии, но это не всегда бывает так. Напр., в бактериологии или близкой к ней микробиологии (см.) центр тяжести переносится как раз на физиологические особенности изучаемых организмов. Институты, журналы, общества и преподавание. Некоторые ботанические вопросы, как изучение состава растительности той или иной местности, выяснение нек-рых фитогеографических данных и др., не требуют для своей разработки какой-либо специальной обстановки и вполне доступны поэтому любителям, которые, вообще, в Б. и до сих пор играют роль бблыпую, чем в какой-нибудь иной из наук о природе (может быть, здесь сказывается влияние тех времен, когда Б. была scientia amabilis). Более научная работа требует, конечно, специальной обстановки и соответственной подготовки. Она сосредоточивается в ботанич. институтах, состоящих обыкновенно при академиях и ун-тетах. Иногда такие ин-ты существуют самостоятельно, преследуя, б. ч., известные прикладные цели (как, например, в СССР Институт прикладной ботаники). Наиболее распространенным типом ботанических институтов являются ботанические сады. В них обыкновенно не только культивируются местные и экзотические растения, но имеются и коллекции засушенных растений (гербарии) и специальные лаборатории для производства научных работ. Наиболее крупными ботаническими садами такого рода являются: Ботанический сад в Кью близ Лондона, Ботанический сад в Далеме близ Берлина и в СССР—Главный ботанический сад в Ленинграде.—Научные ботанические об-ва имеются в большинстве культурных стран. Кроме того, существует международная ботаническая ассоциация, издававшая основной реферирующий орган «Botanisches Cen-tralblatt» (в наст, время издает Немецкое ботанич. об-во). Многие национальн. об-ва также издают научные ботанич. журналы, как напр.: «Berichte der deutschen botanischen Gesellschaffc», «Bulletin de la Societe bota-nique de France», «American journal of botany», в СССР—Журнал Русского Ботанического Общества». Из других научных бо-танических журналов наиболее важными являются: в Германии—«Flora» (старейший журнал, с 1818 г.), «Botanische Zeitung» и сменивший его в 1910 г. «Zeitschrift fur Bo-tanik», «Jahrbticher fur wissenschaftliche Bo-tanik»; во Франции—«Annales des sciences naturelles» (ботаническая серия); в Англии— «Annals of botany»; в Америке—«Botanical gazette» и др.—Научное преподавание ботаники сосредоточивается в ун-тетах на физико-математических (и аналогичных им за границей) факультетах и, отчасти, в нек-рых специальных школах, особенно агрономических. В мед. высших школах также почти везде имеется особый курс Б. в качестве вспомогательной и общеобразовательной дисциплины, при этом в Германии и особенно во Франции эти курсы довольно значительны по объему. В СССР на медиц. факультетах до последнего времени также был особый краткий курс Б. Недавно сделан опыт объединения Б. с зоологией в общий курс—биологии, при чем в нем предполагалось, гл. обр., объединение обще-биологических вопросов. Этот опыт проведен еще не везде и пока не дал ясных результатов. Лит.: По истории Б.—S а с h s J., G-eschicbte der Botanik vom XVI Jahrhundert bis 1860, Miinchen, 1875; Green A., History ol botany 1860—1900, Oxford, 1909; краткий очерк в книге Wiesner J., Bio-logie der Pflanzen, Wien, 1902 (есть рус. перевод); руководства на русском яз.— Тали ев В. И., Строение и жизнь растения, М., 1924; П у р и е-вич К. А., Краткий учебник ботаники для слушателей ВУЗ'ов, М.—П., 1924; Любименко В. Н., Курс общей ботаники, М., 1923; С т р а с с-бургер и др., Учебник ботаники для высших учебных заведений, М., 1921—23,- в указанных руководствах—дальнейшая литература. Л. Курсанов.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Синонимы:

Смотреть что такое "БОТАНИКА" в других словарях:

  • Ботаника — Объекты исследования …   Википедия

  • БОТАНИКА — (греч., от botane трава, злак). Наука о растениях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БОТАНИКА греч., от botane, трава, злак. Наука о растениях. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ботаника — и, ж. botanique, нем. Botanik <, лат. botanica. Знание о травах есть часть медицины .. Зовется же таковая наука ботаника. КАН 49. Профессор ботаники. ЕС 1763 1 552. || Изучение растительного мира. Сл. 18.Ученой Француз Турнефор .. для ботаники …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • БОТАНИКА — (от греческого botane трава, растение), наука о растениях. Изучает видовое многообразие растений (систематика), их строение (морфология и анатомия), особенности жизнедеятельности (физиология, биохимия), закономерности индивидуального и… …   Современная энциклопедия

  • БОТАНИКА — (от греч. botane трава растение), наука о растениях, один из основных разделов биологии. Изучает видовое многообразие растений (систематика), их строение (морфология и анатомия), особенности жизнедеятельности (физиология, биохимия),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БОТАНИКА — БОТАНИКА, научная дисциплина, посвященная изучению растений и водорослей, в том числе, их классификации, исследованию структуры, физиологии, размножения и эволюции. В прошлом ботанику подразделяли на два отдела: низших (не цветковых) растений,… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • БОТАНИКА — (греч. botanike растение, трава), комплекс наук о растениях. Осн. ботан. дисциплины: систематика растений (изучает их классификацию и филогению), морфология (внеш. строение), анатомия (внутр. строение), эмбриология (половые элементы, развитие… …   Биологический энциклопедический словарь

  • ботаника — фитология, агроботаника, растениеведение Словарь русских синонимов. ботаника сущ., кол во синонимов: 29 • агроботаника (1) • …   Словарь синонимов

  • Ботаника — (от греческого botane трава, растение), наука о растениях. Изучает видовое многообразие растений (систематика), их строение (морфология и анатомия), особенности жизнедеятельности (физиология, биохимия), закономерности индивидуального и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • БОТАНИКА — БОТАНИКА, ботаники, мн. нет, жен. (от греч. botane растение). Наука о растениях. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Ботаника, Н. А. Комарницкий. Данный учебник очень хорошо знаком многим поколениям студентов-биологов и давностал библиографической редкостью. В книге излагается систематика как низших, так и покрытосеменных растений.… Подробнее  Купить за 2036 руб
  • Ботаника, Л. И. Курсанов. В книге изложены основные сведения о строении клетки, растительных тканях; описаны морфологические и анатомические структуры вегетативных и генеративных органов семенных растений, процесс их… Подробнее  Купить за 1660 руб
  • Ботаника, В.А. Корчагина. Учебник для 5-6 классов средней школы. Издание восемнадцатое Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1985 года (издательство "Просвещение"… Подробнее  Купить за 1643 руб
Другие книги по запросу «БОТАНИКА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.